По изд.: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты. М.: Наука, 1980.
(1) Пиндар, поэт, был фиванец из Киноскефал (это деревня в фиванской земле), сын Даифанта [1]; впрочем, иные называют его отца Пагондом, а иные ведут его от Скопелина, иные же утверждают, что Скопелин приходился ему дядею и был флейтистом, у которого Пиндар и учился его искусству. Матери же его имя было Клеодика или, как иные пишут, Кледика.
(2) В детстве своем Пиндар, как о том сообщают Хамелеонт и Истр [2], охотился на Геликоне и от большой усталости заснул, и пока он спал, к устам его прилетели пчелы [3] и сделали там свои соты. А иные говорят, будто это во сне ему привиделось, что рот его полон меда и воска, и оттого-то он обратился к стихотворству.
(3) Учился он, говорят, в Афинах, то ли у Агафокла, то ли у Аполлодора [4]; и будто бы этот последний, отъезжая с хором на чужую сторону, доверил свое училище подростку Пиндару, и тот так хорошо управился, что сделался помощником учителя. А потом, когда он поименовал Афины «оплотом Эллады» [5], то фиванцы наложили на него пеню в тысячу драхм, но афиняне за него их выплатили,
(4) Был он не только поэт, дивно одаренный, но и человек, любезный богам. Так, бога Пана видели между Кифероном и Геликоном, певшего Пиндаров пеан, и за это Пиндар сложил названному богу песню с благодарением за такую честь; начало же той песне «О Пан, блюдущий Аркадию, хранитель святых оград » Равным образом и Деметра, явившись в сновидении, упрекнула его, что из всех богов он ей одной не воспел славу; и он сложил ей песню, начало которой такое: «Державная утвердительница уставов » [6]
(5) Павсаний, царь лакедемонян, сожигая Фивы, на доме его написал: «Крова Пиндара-поэта пусть никто не смеет жечь!» и дом его один остался невредим [7], а ныне в нем заседают фиванские старейшины. Равным образом и в Дельфах [8] пророк перед тем, как запирать храм, ежедневно возглашает: «Пиндар-песнопевец да явится к божией трапезе!»
(6) Родился он в день Пифийского праздника, как сам о том говорит: «Пятилетний праздник [9], бычий скотогон, когда в первый раз я уснул, запеленутый любимец » А через паломников, отправлявшихся к Аммону [10], Пиндар, говорят, испросил себе того, что лучше всего для человека [11], и после этого в тот же год скончался.
(7) По времени он совпадает с Симонидом, но как младший со старшим: у обоих есть упоминания о делах друг друга. В самом деле, Симонид писал о Саламинской битве, а Пиндар упоминает царствование [Ксеркса] [12]. И оба они вместе были при Гиероне, тиране Сиракуз.
(8) Женат он был на Мегаклее, дочери Лисифея и Каллины; от нее он имел сына Даифанта, для которого написал песнь на дафнефории [13], и двух дочерей, Протомаху и Евметиду.
(9) Написал он семнадцать книг: гимны, пеаны, дифирамбов две книги, просодиев две книги, парфениев две книги, да еще третью с так называемыми отдельными парфениями [14], гипорхем две книги, энкомий, френа и эпиникиев четыре книги.
(10) На смерть его есть такая эпиграмма:
Пиндара дочь Протомаха и умная с ней Евметида
По опочившем отце громкий воздвигнули плач
В пору, когда из аргивской земли [15] принесли к ним останки
Отчие, в урну собрав на чужедальнем костре.
Пиндар-песнопевец, когда его спросили, что острее пилы, ответил: «клевета».
Случившись в Дельфах и будучи спрошен, что у него есть для жертвы Аполлону, он сказал: «пеан».
Когда его спросили, почему Симонид поехал в Сицилию к тирану, а он не желает, Пиндар ответил: «потому что хочу жить для себя, а не для другого».
Когда его спросили, почему он не выдает дочь за человека благополучного, он ответил: «надобен муж, который не только благополучен, но и впредь будет благополучен».
Когда его спросили, почему он песни пишет, а петь не умеет, он ответил: «ведь и корабельных дел мастера умеют кормило сделать, а не умеют им править».
О природоиспытателях говорил он, что они срывают незрелые плоды мудрости.
Это «Жизнеописание» с приложенными к нему «Изречениями» сохранилось в начале лучшей комментированной рукописи Олимпийских од («амброзианской»). Она дает хорошее представление о среднем уровне работы античных филологов-комментаторов. Несколько других, более пространных вариантов биографии (один из них стихотворный) повторяют в основном все те же факты.
1. Киноскефалы (частое в Греции местное название) деревня к северо-западу от Фив. Из двух вариантов имени отца «Даифант» есть несомненный домысел комментаторов: так звали сына Пиндара (§ 8), а внука в Греции обычно называли по деду.
2. Хамелеонт Гераклейский (ок. 300 до н. э.) и Истр Киренский (ок. 200 до н. э.) авторы исторических и историко-культурных сочинений, до нас не дошедших.
3. К устам его прилетели пчелы популярная легенда, основанная на материализации метафоры «медовая речь» (действительно частой у Пиндара); такая же легенда рассказывалась о Платоне, а в средине века и о Вергилии.
4. Аполлодор лицо неизвестное; Агафокл известен также как учитель Дамона, крупнейшего музыкального теоретика V в., наставника и советника Перикла. В других вариантах биографии учителем Пиндара называется также Лас Гермионский; но он, как кажется, покинул Афины еще до приезда Пиндара.
5. «Оплотом Эллады» см. фр. 76.
6. Сложил песню песня Пану, фр. 95, и Деметре, фр. 37. У Павсания (IX.23.34) последняя легенда передана еще более живописно: «во сне пред ним предстала Персефона и заявила, что она одна из всех богов еще не воспета Пиндаром, но скоро он и для нее составит песню, когда явится к ней. В самом деле, не прошло и десяти дней, как он умер; но была в Фивах у него старая родственница, очень сведущая в песнопениях, и вот Пиндар явился ей во сне и пропел гимн Персефоне, а она, проснувшись, тотчас записала все, что слышала во сне из той песни».
7. Павсаний осаждал Фивы в 479 г. после победы при Платее, но не брал и не жег города; это удвоение гораздо более популярной легенды о том, что Александр Македонский в 335 г., взяв и разорив Фивы, распорядился сохранить дом потомков Пиндара (может быть, в память об энкомии поэта его прапрапрадеду Александру I, фр. 120121). Мифологический прообраз этого сюжета рассказ о том, как при взятии Трои греки пощадили дом сочувствовавшего им Антенора.
8. В Дельфах т. е. Пиндар считался «почетным членом» дельфийской жреческой коллегии; ср. у Павсания (IX.23.3): «когда Пиндар уже прославился по всей Элладе, пифия еще более возвысила его имя, повелев дельфийцам от всех начатков, приносимых Аполлону, уделять равную часть Пиндару».
9. «Пятилетний праздник » фр. 193.
10. к Аммону ср. фр. 36.
11. что лучше всего популярный сюжет, перенесенный на Пиндара, по-видимому, из истории воспетых им Аполлоновых зодчих Агамеда и Трофония (фр. 23, ср. пеан 8).
12. о саламинской битве т. е. перекликался с пиндаровской Истм. 5; царствование [Ксеркса] текст испорчен (в рукописи «Кадма»), восстановления все гадательны.
13. песнь на дафнефории фр. 94с; из этого парфения, по-видимому, и извлекли комментаторы все сведения об именах Пиндаровых родственников.
14. отдельными парфениями т. е., по-видимому, предназначенными не для ежегодных праздников, а для внеурочных случаев. «Отдельными эпиникиями» иногда называются последние, «не-немейские» эпиникии Немейской книги.
15. из аргивской земли «по-видимому, он ушел туда на пелопоннеские состязания», толкует это свидетельство другой биограф. Третья биография (в словаре «Суда») предлагает иную версию: «испросив у бога для себя того, что самое лучшее, он умер в театре, склонясь на колени своего любимца Феоксена, 55 лет от роду», такая же смерть приписывалась и Фалесу Милетскому.
© Север Г. М., 2010. На сайте используется греческий шрифт.