Сведений о происхождении и жизни Стесихора сохранилось мало. Суда сообщает, что Стесихора называют и гимерцем (т.е. родился в г. Гимера в Сицилии), и матаврцем (т.е. родился в г. Матавр в Локриде); что он родился в 37-ю Олимпиаду (632—628 до н. э.), умер в 56-ю (556—552 до н. э.) [1]. Эти данные согласуются с разрозненными упоминаниями, что Стесихор был современником Сапфо, Алкея, правителя Митилен Питтака (ок. 651—569 до н. э.) и агригентского тирана Фалариса (ок. 570—554 до н. э.). Византийский грамматик Иоанн Цец включает Стесихора в число современников Фалариса и Пифагора (ок. 570—495 до н. э.) [2]. Евсевий Кесарийский сообщает, что расцвет Стесихора приходился на 2-й год 42-й Олимпиады (611 до н. э.), смерть — на 1-й год 55-й (560 до н. э.) [3].
О происхождении поэта существует легенда, связанная со смертью Гесиода. Гесиод, выиграв треножник на поэтических состязаниях в Халкиде, отправился к дельфийскому оракулу, где получил предупреждение: «Смерть настигнет тебя в прекрасной роще Зевса Немейского». Гесиод посчитал, что оракул имел в виду Немейский лес на Коринфском перешейке, и возвратился в Локриду. Он остановился у неких Амфифана и Ганиктора в г. Ойноэ — место, также посвященное Зевсу Немейскому. Там поэта заподозрили в соблазнении сестры Амфифана и Ганиктора и убили. Легенда, таким образом, утверждает, что Стесихор был сыном Гесиода от сестры Амфифана и Ганиктора. Легенда согласуется с данными Суды, которая приводит пять имен отца Стесихора, в числе которых присутствует Гесиод — Евфорб, Евфем, Евклид, Гиед и Гесиод [1]. Гесиода отцом Стесихора считают также Иоанн Цец [2] и схолиаст Гесиода Прокл [4]. Цицерон утверждает, что Стесихор был не сыном, но внуком Гесиода [5];
однако это представляется анахронизмом, т.к. Гесиод работал на рубеже VII—VIII вв. В то же время Стефан Византийский и Платон сообщают, что отца Стесихора звали Евфем [6] [7]; согласно надписи в Тиволи имя отца — Евклид [8].
У Стесихора было два брата: Гелионакт, занимавшийся правом, и Мамертин, успешно занимавшийся геометрией [1] [9]. Комментатор Евклида Прокл называет его Мамерком [10].
Традиция приписывает Стесихору активное участие в общественной жизни Великой Греции. Когда агригентский тиран Фаларис стал угрожать независимости Гимеры, Стесихор предостерегал жителей города против планов тирана. Аристотель упоминает речь, произнесенную Стесихором перед жителями города [11]. Гимерцы к этим предостережениям не прислушались; после того как Фаларис наконец занял город, Стесихор бежал в Катану, где прожил до конца жизни. Суда сообщает, что Стесихор мог бежать в Катану из Палантиона в Аркадии: «Другие говорят, что он, уйдя в изгнание из Палантиона в Аркадии, приехал в Катану; там умер и был похоронен напротив ворот, которые поэтому стали называться Стесихоровыми» [1]. Аристотель также упоминает речь, произнесенную Стесихором перед жителями Локр Эпизефирских. Речь предостерегала их от самонадеянности (возможно, в связи с войной Локр с Регием) [11].
По Лукиану, Стесихор дожил до 85 лет [12]. Юлий Поллукс сообщает, что у Гимер Стесихору было воздвигнуто надгробие, имевшее восемь стен [13]. Патриарх Фотий I — что надгробие Стесихора имело восемь углов, восемь колонн и восемь ступеней и было построено у Катаны [14]. То же самое сообщает Суда [15]. Цицерону была известна бронзовая статуя Стесихора [16].
По Суде, первоначальным именем поэта было Тисий (Τισίας или Τεισίας.) Только впоследствии, за его заслуги в хоровой мелике, он был назван Стесихором — «устроителем хоров» [1].
Стесихор имел в древности большое признание и влияние. Древние сравнивали лирические качества поэзии Стесихора с голосом соловья. В Палатинской антологии присутствует следующее описание: «Когда он родился, когда его только коснулся день дня, соловей, летящий по воздуху откуда-то и куда-то, сел на его губы и запел свою ясную песню» [17]. Об этом тж. у Плиния Старшего [18].
Однако более всего древние ценили эпические качества поэзии Стесихора. Антипатр Сидонский считает, что «в Стесихоре живет душа Гомера» [19]. Дионисий Галикарнасский — что значительностью сюжетов Стесихор превосходит Пиндара и Симонида, в других отношениях совмещает достоинства обоих; восхваляет Стесихора за «великолепие постановки, с которым разворачивается происходящее; в нем он сохраняет всю славу и все достоинство своих персонажей» [20]. Псевдо-Лонгин называет Стесихора «самым гомерическим» из поэтов [21]. Квинтилиан пишет: «Величие гения Стесихора проявлено, среди прочего, в его тематике: он поет о наиболее существенных войнах и наиболее прославленных предводителях и выносит на своей лире вес эпической поэзии. И в действиях, и в речах своих персонажей он сохраняет за ними должное достоинство; проявляй он сдержанность, то, возможно, мог бы сравниться с Гомером. Но он многословен и расплывчат — недостаток безусловный, объясняемый, однако, изобильностью того, о чем ему надо было сказать» [22]. Суда приписывает Стесихору 26 книг, главное место в которых занимали лиро-эпические поэмы [1]. Как у прочих поэтов из числа Девяти лириков, почти все работы Стесихора были утеряны; его творчество представлено только в отрывках из поздних текстов. Самый большой фрагмент, который составляет основу корпуса сохранившихся текстов Стесихора, был найден в Лилле в 1960.
Сохранившиеся тексты Стесихора по содержанию примыкают к эпосу Гомера и кикликов. В них Стесихор дает обработку старых сюжетов в новых формах и в новой интерпретации. Каждая из 26 книг представляла собой, по-видимому, цельную эпическую поэму. Античные источники сохранили более половины названий работ Стесихора.
К троянскому циклу Стесихора относятся:
К фиванскому циклу относятся:
Из других эпических поэм известны:
При обработке сюжетов, встречающихся в поэмах Гомера, Стесихор иногда дает новые версии. При этом он заимствует материал отчасти из живых народных преданий, отчасти из утраченных литературных текстов. Так, миф об Оресте разработан Стесихором отлично от той версии, которая представлена в «Одиссее». У Гомера Орест, убив мать, только исполняет долг мести, у Стесихора — терзается мучениями совести как матереубийца. (Это представление вместе с мифом легло в основу нескольких пьес позднейших греческих трагиков.)
Большую популярность во все времена имела легенда о знаменитой палинодии Стесихора (палинодия — отказ от своих слов, отречение). Стесихор опозорил Елену, отозвавшись о ней как об изменнице мужу и виновнице гибельной войны. В ту же ночь он ослеп. Он взмолился богам; тогда во сне ему явилась Елена и сказала, что ее братья Кастор и Поллукс за такие стихи наказали его слепотой. Стесихор написал палинодию, в которой утверждал, что Парис увез в Трою не Елену, но только ее призрак, наведенный ее отцом Зевсом. Настоящую же Елену боги перенесли в Египет, где она пребывала, верная Менелаю, до самого конца войны. Этот странный миф умилостивил Елену, и зрение поэту было возвращено. В «Федре» Платона сохранились начальные строки палинодии Стесихора:
Не верно было слово это,
на корабли ты не всходила,
в Пергам троянский не плыла.
Стесихор известен также сольной монодической лирикой — работы любовного содержания, которое заимствовал непосредственно из народных сказаний. К таким относятся «Калика» (Κᾰλῠκη), «Радина» (Ῥᾰδῐνη). В первой рассказывается о том, как скромная целомудренная девушка, отвергнутая любимым, лишает себя жизни. Во второй Радина, которую страстно любит ее двоюродный брат, выдается против воли замуж за коринфского тирана. Ее прежний возлюбленный вместе ее родным братом приезжают в Коринф для свидания. Тиран убивает обоих, однако затем раскаивается и торжественно хоронит трупы убитых.
У Стесихора впервые встречается обработка народных песен о мифическом сицилийском пастухе Дафнисе; Дафнис изменяет нимфе ради царевны и за это наказывается слепотой. Таким образом, некоторые считают Стесихора основателем буколической поэзии.
Музыкальное построение песен Стесихора сложно (в сравнении, например, с хорическими одами Алкмана). Стихи имеют большую длину, строфы — большой объем. В строфах преобладает трехчастное устройство, строфа-антистрофа-эпод. Эта форма впоследствии стала эталоном и использовалась в том числе Вахкилидом и Пиндаром. Из метров преобладает дактиль; в соединении с дактилем — анапест, эпитрит.
Стесихор писал на ионическом диалекте с включением доризмов, которые придавали его поэзии характер особого лирического подъема. Эпика Стесихора нашла признание в греческом мире Южной Италии (где ионический эпос был малознаком) и распространилась в Аттике. Позже разработанными Стесихором сюжетами часто пользовались аттические трагики. Эсхил, как считают, создал свою «Орестею» под влиянием «Орестеи» Стесихора.
См. источники
© Север Г. М., 2010. На сайте используется греческий шрифт.