NOVEMLYRICI.NET • ДЕВЯТЬ ЛИРИКОВ • ЖИЗНЬ И ПОЭЗИЯ

АЛКМАН • СТЕСИХОР • АЛКЕЙ • САПФО • ИВИК • АНАКРЕОНТ • СИМОНИД • ПИНДАР • ВАКХИЛИД

ΒΑΚΧΥΛΙΔΗΣ

Информация
Стихотворения

Биографические данные
Тексты
Творчество
Стиль
Вакхилид vs. Пиндар
Значение и влияние

Биографические данные 

Сведения о жизни Вакхилида сохранились только в источниках, появившихся спустя столетия после его жизни; они скудны и противоречивы. По Страбону, Вакхилид родился в г. Иулия, на острове Кеос; он был племянником Симонида Кеосского (его мать была сестрой Симонида) [1]. Суда сообщает, что отца Вакхилида звали Медон, деда — также Вакхилид (внуков в Греции часто называли по деду), и что дед был известным атлетом [2]. В «Etymologicum Magnum» сообщается, что отца Вакхилида звали Медул [3]. Еще в средние века утверждалось, что Вакхилид был моложе Пиндара [4]; однако сегодня принято считать, что Вакхилид и Пиндар представляли одно поколение, а сам Вакхилид родился около 518 до н. э. [5].

Плутарх сообщает, что Вакхилид был изгнан с острова Кеос и долгое время жил на Пелопоннесе; вероятно, там и создал первые работы, принесшие ему известность [6].

На поэтическую карьеру Вакхилида оказала большое влияние деятельность его прославленного дяди Симонида. В число покровителей Симонида, ко времени рождения Вакхилида, уже входил афинский тиран Гиппарх. Позже дядя представил племянника ко дворам правящих родов Фессалии и тирана Сиракуз Гиерона I. (Блистательный двор Гиппарха привлек также Эсхила и Пиндара, с которым Вакхилид соперничал.)

Первый успех пришел к Вакхилиду около 500 до н. э. — он выполнил заказ Афин для хора на Делосском празднестве (Диф. XVII) и заказ Македонии для песнопения на симпосионе в честь юного царевича Алексндра I (фр. 20b).

Вскоре Вакхилид вступил в соперничество с Пиндаром, выполняя заказы ведущих семейств острова Эгина. Сначала (около 476 до н. э.) Вакхилид написал эпиникий в честь первой победы Гиерона I на Олимпийских играх (Эп. V; возможно, как бесплатный образец мастерства с расчетом на заказы в будущем). В 470 до н. э. Гиерон заказывает Вакхилиду второй эпиникий, в честь победы в гонке колесниц на Пифийских играх (Эп. IV). Пиндару также были заказаны эпиникии по случаю этих побед. Эпиникии Пиндара, однако, имели свойственный ему морализирующий характер, который, вероятно, не полностью устраивал Гиерона. В 468 до н. э. колесница Гиерона побеждает в Олимпийских играх, и эпиникий на эту самую престижную победу Гиерона был заказан Вакхилиду. Помимо отсутствия назойливой морали, Гиерона привлекал более простой и изящный стиль Вакхилида — либо причины имели характер политический [7]. (Некоторые фрагменты эпиникиев Пиндара, в плане его соперничества с Вакхилидом, грамматиками александрийской эпохи интерпретируются как неприязненные аллюзии на Симонида и Вакхилида; сегодня такое мнение поддерживается [8].)

Как автор в жанре хоровой лирики, Вакхилид отвечал за постановку представлений; благодаря этому много и часто путешествовал по местам постановок. Клавдий Элиан рассказывает о поездке Вакхилида ко двору Гиерона I [9], свидетельство о которой находится также в эпиникии самого Вакхилида (Эп. V). Ст. 15 и 16 эпиникия III указывают на то, что он был написан, возможно, непосредственно в поездке на Сицилию.

По замечаниям Евсевия Кесарийского и Гергия Синкелла можно судить, что Вакхилид дожил до начала Пелопоннесской войны (ок. 431 до н. э.) [10]. Однако современные исследователи расходятся в определении возможной даты смерти Вакхилида — от 451 до н. э. до 428 до н. э.

Тексты 

Во второй половине III в. до н. э. сочинения Вакхилида были собраны в критическом издании александрийского филолога Аристофана Византийского. Тексты Вакхилида были разделены на 9 книг в соответствии с жанрами (по разнообразию жанров из Девяти лириков Вакхилида превосходил только Пиндар):

Последняя из дошедших песен датируется 452 до н. э.

До 1896 все наследие Вакхилида приставляло 69 фрагментов, всего 107 строк [11]. Древнейшие источники цитат Вакхилида — схолии к Гомеру, Гесиоду, Пиндару, Аристофану, Аполлонию Родосскому и Каллимаху; работы античных авторов, которые приводили цитаты иллюстрируя различные вопросы. Благодаря папирусным находкам в Оксиринхе творчество Вакхилида сегодня изучено достаточно хорошо; лучше всего — эпиникии и дифирамбы. Сохранившиеся под его именем эпиграммы, вероятно, неподлинны.

Творчество 

Сегодня представляется, что поэзия Вакхилида не имела большой популярности в свое время. Работы Симонида и его соперника Пиндара были широко известны, их постоянно исполняли, их пародировал Аристофан, цитировал Платон; однако Вакхилид не упоминается до начала эллинистического периода, когда на него написал несколько комментариев Каллимах.

Лирика Вакхилида, так же как Симонида и Пиндара, обращена к утонченным вкусам элиты. Его заказчики, амбициозные аристократы, хотя немногочисленные, находились по всему Средиземноморью — на Делосе в Эгейском море, в Фессалии на севере материковой Греции, на Сицилии на западе.

Признанный успех Вакхилида в жанре эпиникия — заказ по случаю победы колесницы Гиерона I на Олимпийских играх 468 до н. э. Сообщается, что этот эпиникий вызвал разочарование Пиндара некоторыми своим работами; в прежних написанных для Гиерона одах Пиндар не сумел обойтись с телесными недостатками и политическими слабостями заказчика так деликатно, как Вакхилид.

Выше эпиникиев Вакхилида ставятся дифирамбы, являющиеся строго мифологическими повествованиями в лиро-эпическом стиле (изначально вакхические песни, связанные с культом Диониса). Расцвет драмы к V в. до н. э. вызвал у Вакхилида большую, чем у Пиндара, драматизацию лирики, особенно дифирамба. Вакхилид использовал менее известные версии мифов, часто обращался к аттической традиции (мифологизм Вакхилида гораздо ближе к эпосу, чем лирика Пиндара). Самый известный дифирамб Вакхилида — «Тесей», имеющий форму диалога между царем Афин Эгеем и хором.

Из прочих сохранившихся текстов Вакхилида заслуживает внимания сколион, написанный для Александра I; текст мастерски передает атмосферу пира и легкого опьянения.

Стиль 

На стиль Вакхилида оказывает заметное влияние стиль его дяди Симонида — в частности в организации метра, главным образом дактило-эпитритного, с небольшим присутствием ямба и хориямба. Сохранившиеся работы Вакхилида отличаются метрической простотой (за исключением двух, Эп. XV и XVI). Вакхилид наследует также подход Симонида к вокабуляру, выбирая традиционный литературный дорический диалект — с присутствием эолийского и традиционных наддиалектных форм эпической поэзии.

Пышный стиль, присущий хоровой лирике, создается Вакхилидом за счет группировки эпитетов вокруг одного существительного. Несмотря на простоту, для Вакхилида (вслед за Симонидом) характерно употребление сложных прилагательных, многие из которых неологичны. Многие из таких эпитетов несут не просто декоративную функцию, но тематическую; напр. в Эп. III «бронзостенный двор» и «крепкопостроенные чертоги» Креза противопоставляются «деревянному срубу» над его погребальным костром; этим создается эффектный пафос, подчеркивающий мораль эпиникия.

Вокабуляр Вакхилида обнаруживает влияние Эсхила — у обоих встречаются слова, не найденные больше ни у кого [12].

Одним из неповторимых достоинств поэзии Вакхилида считается захватывающее повествование, которого он добивается в частности посредством прямой речи. Этот стиль впоследствии перенял Гораций, который имитировал Вакхилида в Оде I 15, где Нерей предрекает разрушение Трои [13]. Такая манера изложения основана в большой степени на стиле Стесихора, наибольшее влияние которого прослеживается в Эп. V [14].

Стилю Вакхилида свойственна прозрачная ясность, простота мысли, связная повествовательность, элегантное и естественное течение стиха; его отличает живописная точная деталь, придающая описаниям цветность и жизненность.

Вакхилиду не свойствен размах мысли Пиндара; он сконцентрирован на деталях, на тщательности обработки; в целом Вакхилид понятнее и проще Пиндара. Он не блещет оригинальными, смелыми метафорами и не достигаяет суровой возвышенности, характерной для Пиндара; тексты Вакхилида проще и полны подлинно ионийского изящества; они славились тонкостью формы, прозрачностью языка, пластичностью образов.

Вакхилид vs. Пиндар 

Вакхилид часто являлся объектом нелестного сравнения в пользу Пиндара. В этом отношении интересно сравнение двух эпиникиев, написанных по единому поводу — победы колесницы Гиерона I на Олимпийских играх в 476 до н. э. (у Вакхилида Эп. V, у Пиндара Ол. I). Эпиникии, в добавление к краткому описанию самой победы, включают основной мифологический эпизод и гномическое рассуждение (элементы общеобязательные для жанра). Эпиникий Пиндара сфокусирован на мифе Пелопа и Тантала, демонстрируя «суровую мораль» о необходимости сдержанности личного поведения (как отражение политической несдержанности Гиерона). Эпиникий Вакхилида сфокусирован на мифе о Мелеагре и Геркулесе, демонстрируя мораль о том, что никто не может быть счастлив во всем (возможно, как отражение плохого здоровья Гиерона). Эта разница в принципах морали наиболее характерна в сопоставлении философии Вакхилида и Пиндара;. Мораль Вакхилида проще и мягче, Вакхилид не призывает к «вечным» ценностям, он рассуждает в пределах обычных жизненных.

Эпиникии Пиндара и Вакхилида принципиально различаются также в описании гонок. Описание Пиндара поверхностно и имеет общий характер; Вакхилид описывает бег победителя намного более живо и детализированно — отличие, характерное для творчества обоих поэтов в целом. В то же время Вакхилид и Пиндар во многом преследуют единые цели и пользуются единой техникой; противоположен только характер.

Современные исследователи, сравнивая Вакхилида с Пиндаром, первому ставят в упрек неестественность мифологической составляющей. В контекст эпиникия миф помещается механистически, почти без связи с предметом текста; в некоторых случаях кажется, что поэт использует миф едва ли не для собственного удовольствия; искусство поэта проявлено здесь простым мастерством, но не воображением [15]. В этом отношении Вакхилида следует понимать более как наследника Стесихора, сконцентрированного на собственно повествовании, — чем как соперника Пиндара в драматизации мифа.

Оба пользуются одним и тем же репертуаром мотивов, образов, условностей, приемов стиля; оба прославляют героические ценности античной аристократии; оба стремятся перекинуть мост через пропасть между мимолетным настоящим... и вечным миром богов. Пиндар, однако, фиксирует контраст между противоположностями смертного и божественного с большей силой чем Вакхилид; по этой причине представляется более философичным и созерцательным, более обеспокоенным извечными вопросами жизни и смерти, быстротечности и постоянства. Вакхилид предпочитает наблюдать мягкую игру теней и грусти на чувственной поверхности своего блестящего мира [16].
Ты, Пиндар, — священные уста Муз, и ты — словоохотливых сирен, Вакхилид [17].

Значение и влияние 

В Александрии Вакхилид был причислен к канону 9 лириков, а его произведения собраны и изданы (II в. до н. э.). Ко многим текстам были написаны комментарии. Наибольшее влияние творчества Вакхилида прослеживается у Феокрита.

Древние теоретики литературы были неисключительного мнения о Вакхилиде. Например, автор трактата «О возвышенном» Псевдо-Лонгин высоко отзывается об изяществе Вакхилида, все же предпочитая «внезапный и непредсказуемый блеск» Пиндара. В целом считалось, что по разносторонности Вакхилид не уступает ни Симониду, ни Пиндару, но несопоставим с ними по масштабу и силе. В позднейшие эпохи в работах Вакхилида искали не столько поэтических высот, сколько мифологических, географических и прочих подобных сведений.

Тем не менее Вакхилида (который считался «легким» поэтом) читали долго. В Риме Вакхилидом более всего интересовался Гораций; судя по папирусным находкам, работы Вакхилида были популярны до начала IV в. [18]. Аммиан Марцеллин сообщает, что Юлиан Отступник с наслаждением читал Вакхилида [19]. В начале V в. Стобеем было составлено большое собрание цитат, почти полностью дошедшее до нашего времени [20]. Вскоре после этого имя поэта перестало упоминаться, а произведения пропали.

См. источники

  1. Страбон, «География» X
  2. Suda, s.v. Βακχυλίδης
  3. Etymologicum Magnum, 582 20
  4. см. у Евстафия Солунского, Фомы Магистра
  5. Douglas E. Gerber; A Companion to the Greek Lyric Poets; Brill, 1997 p. 278
  6. Плутарх, «Об изгнании» XIV 605c
  7. Richard Jebb; Bacchylides: the poems and fragments; Cambridge University Press, 1905, p. 13—20
  8. David A. Campbell; Greek Lyric Poetry; Bristol Classical Press, 1982, p. 414
  9. Клавдий Элиан, «Пестрые рассказы» IV 15
  10. David A. Campbell; Greek Lyric Poetry; Bristol Classical Press, 1982, p. 413
  11. Wilhelm Theodor Bergk; Poetae Lyrici Graeci; 1853 etc.
  12. Jebb; pages 67—68
  13. Pomponius Porphyrion, in Carmina I 15
  14. Richard Jebb; Bacchylides: the poems and fragments; Cambridge University Press, 1905, p. 32—33
  15. Frederic G. Kenyon; The Poems of Bacchylides; from a Papyrus in the British Museum; Longmans and Co., 1897, p. IX
  16. Charles Segal; Bacchylides; in The Cambridge History of Classical Literature: Greek Literature; Cambridge University Press, 1985, p. 239
  17. Палатинская антология, IX 571 4
  18. David A. Campbell; Greek Lyric Poetry; Bristol Classical Press, 1982, p. 416
  19. Аммиан Марцеллин, «Римская история» XXV 4
  20. Frederic G. Kenyon; The Poems of Bacchylides; from a Papyrus in the British Museum; Longmans and Co., 1897, p. XIV

ΒΑΚΧΥΛΙΔΗΣ

информация
стихотворения

© Север Г. М., 2010. На сайте используется греческий шрифт.


ХРОНОЛОГИЯ • ПЕРЕВОДЧИКИ • ЛИТЕРАТУРА • МАТЕРИАЛЫ • ИЗОБРАЖЕНИЯ • СЛОВАРЬ

© C. SEVERUS • MMDCCLX • MMDCCLXVII