NOVEMLYRICI.NET • ДЕВЯТЬ ЛИРИКОВ • ЖИЗНЬ И ПОЭЗИЯ

АРХИЛОХ • ГИППОНАКТ • АСКЛЕПИАД

ΙΠΠΩΝΑΞ

Информация
Стихотворения

Родился в Эфесе, в Малой Азии (2-я пол. VI в. до н. э.). По-видимому, происходил из аристократической семьи. Был изгнан из города за нападки на местных правителей. Переехал в Клазомены (город на побережье Лидии), где вел нищенскую жизнь «шута и балагура».

От текстов Гиппонакта сохранилось около 170 отрывков. В них, часто с грубым натурализмом, изображается жизнь и быт городских низов. Основное место в сохранившихся фрагментах занимает сведение счетов с неким скульптором Бупалом и его братом. Согласно легенде, Бупал с братом изваяли нелестное изображение Гиппонакта. Преследуемые в ответ язвительными ямбами Гиппонакта, оба покончили с собой. (Более правдоподобна, однако, другая версия: причиной ненависти оказалось соперничество из-за гетеры Ареты («Добродетель»), которая в текстах часто упоминается.)

В прочих отрывках рисуются мелкие ремесленники и представители общественного дна. Они проводят время в городских закоулках, подозрительных кабаках; они занимаются темными делами, часто разрешая споры при помощи брани и побоев.

Язык сохранившихся фрагментов чрезвычайно красочен: обилие ругательств и проклятий; выражения, заимствованные из языков соседних народов — лидийцев и фригийцев; жаргон необразованных городских низов.

Гиппонакт считается изобретателем метра холиямб — «хромой ямб» (ямбический триметр, в последней стопе которого вместо ямба помещен трохей; строка, «разогнавшись» с начала, в конце «спотыкается», что звучит смешно и часто, в соответствии с содержанием текста, издевательски). Хромой ямб был подходящим размером для язвительной поэзии Гиппонакта, и представляется уникальным явлением в греческой литературе.

«Нищенская» поэзия Гиппонакта основывается на обрядовых песнях-прошениях. У Гиппонакта они трансформируются, например, в молитвы Гермесу, содержащие просьбы об одежде, обуви и возможности добыть денег; призывы дать еду или одежду, адресованные каким-либо людям; выражение разочарования, если эти призывы остались без ответа. Себя Гиппонакт изображает полуголодным оборванцем, выражая своим обликом враждебность аристократическому мировоззрению.

С этой позицией согласуются несколько его стихотворений, пародирующие Гомера и гомеровский эпос. Гиппонакт написал пародию на «Илиаду» — комическую поэму «Батрахомиомахия» («Война мышей и лягушек»). Особое место занимает один гекзаметрический фрагмент в 4 стихах возможно, из героико-комической поэмы; в гомеровских эпитетах фрагмент воспевает чудовищный аппетит некоего Евримедонтиада. Эти два отрывка доказывают, что Гиппонакту не была чужда литературная традиция (вдобавок к тому, что дошедшие до нас фрагменты сами по себе свидетельствуют о высоком уровне его поэтической подготовки). Созданный им образ себя как нищего-попрошайки является, скорее всего, маской, призванной эпатировать слушателей.

Гиппонакт был излюбленным поэтом аттической комедии V и IV вв. до н. э. В «нищенской поэзии» Гиппонакта впервые в греческой литературе бог богатства Плутос олицетворен и выступает в образе слепого старца (Аристофан вывел из слепого бога Гиппонакта главного персонажа комедии «Плутос»). Гиппонакт пользовался успехом также у александрийских поэтов, искавших неординарных литературных эффектовю Каллимах объявил его покровителем своего сборника ямбов; Геронд, автор мимов, написанных хромым ямбом, считал себя последователем Гиппонакта. Во II в. н. э. Бабрий писал холиямбом басни. В римской литературе хромым ямбом пользовались Катулл и Марциал. Гораций использовал так называемую «Гиппонактову строфу» (см. оду II 18), образец которой у самого Гиппонакта до нас не дошел (содержание оды Горация характерно согласуется с настроением, создающимся чередованием трохеического диметра и ямбического триметра). Известна и очень интересна эпитафия Гиппонакту, написанная Феокритом:

Лежит здесь Гиппонакт, слагавший нам песни.

К холму его не подходи, коль ты дурен.

Но если ты правдив да из семьи честной,

тогда смелей садись и, коль устал, спи тут.

ΙΠΠΩΝΑΞ

информация
стихотворения

© Север Г. М., 2010. На сайте используется греческий шрифт.


ХРОНОЛОГИЯ • ПЕРЕВОДЧИКИ • ЛИТЕРАТУРА • МАТЕРИАЛЫ • ИЗОБРАЖЕНИЯ • СЛОВАРЬ

© C. SEVERUS • MMDCCLX • MMDCCLXVII